27.06.2016
02:27

Татарские свадебные традиции

В конце XIX – начале XX века в основном все браки у татарского народа совершались по сватовству. Сватать невесту шли близкие родственники жениха обычно в пятницу, вторник или среду – эти дни считались самыми благоприятными. В доме невесты сваты оставались стоять у дверей, иногда делали вид, что зашли в дом случайно, просили дать напиться воды. Разговор начинали издалека. Получив приглашение войти в комнату, старались сесть на подушку или коврик – это должно было принести удачу. Родители невесты сразу не давали согласия, обещая посоветоваться с близкими родственниками.

После прихода сватов при согласии на брак начинали обсуждать условия свадьбы. В этот день сговора (ярашу) родные невесты устанавливали количество даров (калын) со стороны жениха: отрезы ткани, камзол или пальто, шаль, платки, обувь, золотые украшения, зеркало, косметические средства, продукты, а также определённую сумму денег. Обговаривались подарки и со стороны невесты (бирни): молитвенный коврик, рубаха, шапка, золотое кольцо, расшитое полотенце. После этого сваты вручали подарки от жениха: отрез на платье, шаль, конфеты, пирог (билиш) из яблок. Мать невесты или сестра давали жениху и его родителям ответные подарки: рубашку и два полотенца, символизирующие согласие на брак, а также пирог (билиш). С этого момента расстройство свадьбы считалось большим грехом.

В условленный день близкие родственники жениха привозили в дом невесты вещи и деньги. В этот день (калын туй) устраивали угощение. Мужчины и женщины праздновали в разных комнатах, а невеста с подругами сидела за занавеской на женской половине.

За несколько дней до свадьбы в дом невесты приглашали стариков и старух со стороны обоих молодых на угощение, читались молитвы. За день до свадьбы устраивали девичник, который начинался с утренней бани. После бани шли в дом. Невеста садилась на кровать и начинала причитать. Гостей угощали свадебным кушаньем и мёдом (бал ашау). В доме жениха также проходил мальчишник, на который созывали холостых сверстников жениха из числа его родных и друзей, он тоже начинался утром с бани. После бани было угощение, парни веселились, затем выходили встречать подводы с приданым от невесты.

Следующий период – свадьба в доме невесты и свадьба в доме жениха.

В доме девушки незадолго до приезда жениха проводили обряд – «закрывание невесты». К ней заходили девушки и замужние женщины с подарками. Сестра жениха дарила ей отрез ткани на платье, а родная тётя – шаль или платок. Она накрывала им лежавшую на кровати невесту. Перед самым приездом жениха женщины начинали переодевать невесту в свадебное платье и менять девичий головной убор на женский.

Свадьба в доме невесты начиналась с религиозного оформления брака (никах). Мулла узнавал согласие жениха и невесты через дружков или дядю жениха. После церемонии устраивали застолье. На свадебный стол подавали мясной суп с лапшой (шурпа), отварное мясо и картофель, плов, пироги, мёд, чай. Перед отъездом в дом жениха молодых усаживали на стулья, около них с обеих сторон вставали дружки. После чтения молитвы жениха с невестой вели к повозке. Перед ними подметали дорогу, стелили ковёр.

В доме жениха в это время готовились к торжественной встрече невесты. На крыльце новобрачных ждали родители и родные жениха. Под ноги невесте клали подушку – чтобы нога её была лёгкой, а жизнь мягкой. Мать жениха угощала молодых мёдом и маслом, желая сладкой, гладкой жизни. В этот день проводилось основное празднество.

На следующий день проводилось застолье в доме невесты. Гости приезжали с подарками, пирогами. Через неделю родители и родные молодого мужа устраивали ответное застолье. Гулянье длилось два – три дня. После окончания свадьбы совершался обряд – «показывание молодушке дорогу к воде». Девушки-подростки вели её к колодцу и помогали набрать воды. Молодушка бросала в него монетку и одаривала провожатых. Через некоторое время родители молодой жены приглашали молодожёнов к себе в гости. На этом свадебный цикл у татар заканчивался, и молодые начинали совместную жизнь.

23 июля 2014 г. 11:25
  • 1500 просмотров